Русская Православная Церковь. Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм мученицы Татианы МГУ им. М. В. Ломоносова
Расписание служб  |  Храм сегодня  |  Святыни и убранство  |  Духовенство  |  Детям
 
Свет Христов просвещает всех
Жизнь прихода
Публикации
Фотоленты
Видеосюжеты
Аудио
Новости
Объявления
Святые покровители
Мц. Татиана
Свт. Филарет
Святые МГУ
Социальное служение
Помощь бездомным
Помощь престарелым
При храме
Издательство
Певческая школа
Миссионерство
Консультации юристов
Прием психотерапевта
Воскресная школа
Ассоциация домовых храмов
История храма
Общая хронология
Храм до 1919 года
История закрытия храма
Восстановление храма
Книжная лавка
Новинки
Каталог
Церковная лавка
Каталог
Новинки

 

Частная охрана в России: безопасность или угроза?

В Карелии наградили восьмилетнего поисковика

Кузбассовец десять дней блуждал по тайге

В Астрахани появилось кино для слепых



Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Икона «Прибавление Ума»

26 января 2011
25 января после богослужения в храме святой Татианы при МГУ настоятель, протоиерей Максим Козлов преподнес Патриарху Кириллу список с иконы Божией Матери «Прибавление ума» - одной из самых почитаемых святынь Татьянинского храма. Интересна история этого образа.
икона в подарок

Протоиерей Максим Козлов вручает икону

"Приавление ума" Патриарху Кириллу

Образ Божией Матери «Прибавление ума» - один из самых почитаемых в домовом храме Московского Университета. Студенты молятся перед образом перед поступлением и в периоды сессий, родители покупают в надежде, по молитвам Пресвятой Богородицы что Господь подаст детям способности и интерес к учебе и даст им разум отличать доброе от злого.

Но еще сто лет назад эта популярная сегодня икона была почти не известна, а списки с образа Божией Матери «Прибавление ума» большой редкостью. Только начиная с конца XIX века необычная иконография образа стала привлекать внимание специалистов.

Напомним, что на богородичных иконах «Прибавление ума» Пресвятая Богородица с Богомладенцем на руках изображена в полный рост на фоне портала или арки — как бы в преддверии храма. В руках Спасителя - скипетр, на плечах — царские бармы.

Иконографическая особенность — одеяние, которое наподобие колокола почти сплошь покрывает Богомладенца и Богоматерь. Пресвятую Богородицу окружают четыре ангела со светильниками (по два с каждой стороны) и четыре серафима — три в верхней и один в нижней части, который как бы несет Ее на своих распластанных крыльях. В самом низу мы видим три отдельно стоящие друг от друга города или же строения.

Подобная иконография не имеет аналогов среди традиционных иконописных подлинников, иными словами, образ не может быть списком с какой-либо древней русской или греческой иконы. Специалисты обычно датируют ее возникновение XVI-XVII веками.

икона 2
Икона, подаренная Патриарху Кириллу

Что касается прославления образа «Прибавление ума», здесь также не имеется  никаких достоверных сведений.

В начале XX столетия иконовед академик Н. П. Кондаков предположил, что образ «Прибавление ума» - это список с почитаемой в католическом мире Лореттской иконы Божией Матери, которая представляет собой резную статую черного дерева и находится внутри так называемой Лореттской храмины.

Согласно преданию, Лореттская храмина — дом Пресвятой Богородицы в Назарете, где Она родилась от святых Богоотцев Иоакима и Анны, где архангел Гавриил благовествовал Ей о рождении от Нее Сына Божия и где прошли детские и отроческие годы Иисуса Христа.

Еще в апостольские времена в этом доме был устроен храм, а позже его украсила царица Елена. Когда же в 1291 году под ударами мусульман пала Акра — последний оплот западного христианства на Востоке, Лореттская храмина была чудесным образом перенесена в Сербию, откуда, по совершении многих чудотворений, была перенесена в Италию и поставлена во владениях некоей матроны Лауретты. Местные жители, обратив внимание на крошечный, лишенный фундамента домик, обнаружили внутри него престол (по преданию, освященный апостолом Иаковом, братом Господним) и упомянутую статую Пресвятой Богородицы, авторство которой приписывают святому апостолу Луке.

Правдивость этого средневекового сказания всегда вызывала множество сомнений со стороны историков и церковных археологов. В конце XIX века во Франции проводились специальные конференции «А правда ли это?», посвященные Лореттской храмине.  Одним из основных аргументов сомневающихся было отсутствие каких-либо упоминаний об этой святыне на Востоке — в византийских хрониках и исторической литературе, а также малоизвестность Лореттской храмины на Западе до второй половины XVI в., когда при папе Павле II появляется описание святыни и бывших от нее чудес и воздвигается собор, построенный в 1464 году при папе Юлии и скрывший храмину под своими сводами.

Известно, что на рубеже XV-XVI вв. Московская Русь имела обширные связи с Западной Европой, и вскоре о Лореттском домике узнали и на Руси. В 1528 году, как сообщает русская «Повесть о храме Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны», «приидоша на Москву посланницы великого князя Василия Ивановича от папы римского Климента … Еремей Турусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст…» Посольство Еремея Турусова к папе Клименту VII  - исторический факт: о нем упоминают многие русские летописи. И действительно. «Повесть о храме…» начиная с XVI века довольно часто встречается в русских летописных сборниках, древний список этого произведения хранился некогда и в библиотеке Московской Духовной Академии.

Таким образом, вполне возможно, что на основе существовавшего подробного описания статуи или же устных рассказов мог быть написан образ Пресвятой Богородицы. Вглядываясь в иконографические детали, мы найдем этому немало подтверждений.

Прежде всего, изображение Пресвятой Богородицы действительно напоминает лореттскую статую — и царскими венцами, и, в особенности, своим одеянием — ведь согласно католической традиции Лореттская Божия Матерь задрапирована в драгоценный материал со множеством украшений. Далее мы видим три здания, неизменно изображаемые у нижнего края иконы (а мы знаем, что на иконах ничего не может быть случайного). — не обозначают ли они различные места пребывания храмины и статуи — в Палестине, в Сербии и в Италии? И, наконец, ангельские силы, которые, окружив пресвятую Богородицу, как бы переносят Ее на своих крыльях, — не есть ли это также напоминание о чудесных перемещениях святого домика?

Но если на Западе сейчас Лореттская статуя считается покровительницей летчиков, то в России предполагаемый список имеет совсем иной характер почитания. Как объяснить возникновение названия  «Прибавление ума»? Можно предположить, что написанный образ прославился чудесами —исцелениями в случаях слабоумия и расстройства умственных способностей. Об этом говорят, например, местные сказания

Как бы то ни было, сегодня учащиеся все чаще приходят помолиться перед образом «Прибавление ума» об успешной учебе, а родители и преподаватели – о даровании детям разума, в том числе духовного, руководящего ко спасению.

Фото Юлии Маковейчук с сайта http://www.pravmir.ru/tatyanin-den-v-universitetskom-xrame/

Редакция  |  Подписка  |  Адрес и контакты  |  Баннеры  |  Благодарности  |  Ваша помощь

 

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм мученицы Татианы
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Адрес: 103009 Москва, ул. Большая Никитская, д. 1, тел. (495) 629-46-12
Написать в редакцию