Русская Православная Церковь. Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм мученицы Татианы МГУ им. М. В. Ломоносова
Расписание служб  |  Храм сегодня  |  Святыни и убранство  |  Духовенство  |  Детям
 
Свет Христов просвещает всех
Жизнь прихода
Публикации
Фотоленты
Видеосюжеты
Аудио
Новости
Объявления
Святые покровители
Мц. Татиана
Свт. Филарет
Святые МГУ
Социальное служение
Помощь бездомным
Помощь престарелым
При храме
Издательство
Певческая школа
Миссионерство
Консультации юристов
Прием психотерапевта
Воскресная школа
Ассоциация домовых храмов
История храма
Общая хронология
Храм до 1919 года
История закрытия храма
Восстановление храма
Книжная лавка
Новинки
Каталог
Церковная лавка
Каталог
Новинки

 

Частная охрана в России: безопасность или угроза?

В Карелии наградили восьмилетнего поисковика

Кузбассовец десять дней блуждал по тайге

В Астрахани появилось кино для слепых



Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

«Храм оставленный — все храм…»

22 января 2003
Краткая история храма во времена советской власти с 1919 по 1994 год.

Штрихи к истории открытия университетской церкви святой мученицы Татианы.

«Наступила ненастная ночь, а когда я прибыл в Университетскую церковь, то разразилась жестокая гроза. Точно в назначенное время подъехали два грузовика с рабочими, которые под проливным дождем при грозных раскатах грома и блеске молнии приступили к своей разрушительной работе. Крест и икона были сняты довольно быстро, но сбивание надписи (Речь идет о большой иконе святой мученицы Татианы и надписи «Свет Христов просвещает всех» на фасаде домового храма Московского университета.) потребовало значительного времени. Лишь под утро работа закончилась… Что же касается рабочих, то несмотря на то, что был послан, по-видимому, особенно испытанный кадр, в лицах и движениях их явно сквозило смущение, вызванное как странностью порученной им ночной работы, так и грозной картиной разбушевавшейся стихии…".

Так начинается история разорения домового университетского храма святой мученицы Татианы. Описываемые события относятся к 1919 году и принадлежат перу ректора Московского университета М. Новикова, отданного под суд в том же году за медлительность и неисполнение декрета о ликвидации домовых церквей. Вскоре появляется приказ ликвидировать интерьер церкви. В помещении храма устраивается читальный зал юрфака, на фронтоне вместо прежней надписи выбивается лозунг «Наука — трудящимся»; правда, потом и его снимут. В 1922 году, в пятую годовщину октябрьской революции, в университетской церкви открывают клуб. А 6 мая 1958 года в здании бывшего храма открывается Студенческий театр МГУ.

Великая актриса А. А. Яблочкина, разрезая на открытии ленточку, обратилась тогда к молодому коллективу театра с напутствием: «Несите красоту и правду жизни!". На протяжении трех последующих десятилетий деятели искусства будут помнить это завещание Яблочкиной. Забудут лишь в 90-х… Но об этом чуть позже.

Первым руководителем Студенческого театра в 1958-1960 годах стал молодой и талантливый актер и режиссер Ролан Быков. Этот театр воспитал многих известных артистов: Ию Савину, Аллу Демидову, Марка Захарова и других. В хрущевскую «оттепель» Студенческий театр был отдушиной для творческой молодежи. Благодаря талантливым и свободолюбивым постановкам театр приобрел широкую популярность. О том, что здесь когда-то была университетская церковь и сцена находится как раз на месте алтаря, в последние десятилетия, разумеется, кто уже не вспоминал, а кто и не знал.

Итак, прошли три десятилетия. Со времен расцвета Студенческого театра многое изменилось. Сменились поколения актеров, ушли былые звезды; Быков, Розовский, Захаров создали к этому времени свои собственные театры. Изменился состав труппы. В 1985 году главным режиссером Студенческого театра становится Евгений Славутин, а директором театра — его супруга Ирина Большакова. В истории театра начинается новый отсчет.

До сих пор спорят о том, как на самом деле должен звучать известный тезис: «Искусство должно быть понятно народу» или же «Искусство должно быть понято народом». Руководство Студтеатра, быстро сориентировавшись в современной политической и культурной ситуации, похоже, остановилось на первом варианте. Волна пошлости, игривой «эротичности» и полупристойного шутовства, с одной стороны, и упадок эстетического вкуса и коммерческая лихорадка, с другой, — все это, увы, не миновало труппу Студенческого театра. Толпа диктовала свои вкусы — попроще и поскабрезней.

Репертуар театра становился другим. Вместо нашумевшей в 60-е годы «Такой любви» Р. Быкова, в 93-м Славутин ставит спектакли «Приди ко мне в постель, или Любовь со скелетом», «Фонтан любви к ближнему» и др. Собственно, это были уже не спектакли. Как признавали и сами актеры, их представления точнее было бы назвать развлекательными шоу, «психотерапевтическими шоу». Потом театр предпринял попытку создания некоего ночного кабаре «Синие ночи». Изменялся репертуар, изменялась и публика. В феврале 1994 года театр Славутина проводит в своем помещении еще одно, «неординарное шоу» — выставку породистых собак «Мастиф — 93». Элитные псины резвились как раз на месте алтаря университетского храма. По сообщению «Московского комсомольца», входной билет на это шоу стоил $100. Впрочем, присутствие студентов вовсе даже и не предполагалось: «заплатившими сто долларов за вход зрителями» стали «столичные бизнесмены, пришедшие оттянуться», а также «члены постоянного элитного клуба «Back stage» — коих в зале было большинство, которые привыкли к тому, что театр всегда делал их соучастниками действа…". К этому времени супружеская чета Славутина-Большаковой уже хорошо знала, в каких стенах ставит представления…

Говоря о театре, нельзя не вспомнить о Николае Васильевиче Гоголе, которого отпевали в 1852 году в церкви Московского университета. Автор «Ревизора», защищая искусство, творчество от нападок излишне ригористических критиков, видел в русском театре «кафедру, с которой можно сказать миру много добра». Для светских людей, думал Гоголь, театр может стать «незримыми ступенями к христианству», если, конечно, отличать настоящий «высший» театр, от «мишурно-великолепных зрелищ для глаз, угождающих разврату вкуса или разврату сердца», которые ставят иные «фанатики, разнесшие неуваженье к святыне».

Знал бы Николай Васильевич, что спустя полтора столетия на месте церковного алтаря поэт А. Кривенко будет возглашать:

О как люблю ругаться матом
На этой чуждой нам земле!

(Цит. по: Газета для женщин. — 1994. № 3.)

Редакция  |  Подписка  |  Адрес и контакты  |  Баннеры  |  Благодарности  |  Ваша помощь

 

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм мученицы Татианы
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Адрес: 103009 Москва, ул. Большая Никитская, д. 1, тел. (495) 629-46-12
Написать в редакцию