Русская Православная Церковь. Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм мученицы Татианы МГУ им. М. В. Ломоносова
Расписание служб  |  Храм сегодня  |  Святыни и убранство  |  Духовенство  |  Детям
 
Свет Христов просвещает всех
Жизнь прихода
Публикации
Фотоленты
Видеосюжеты
Аудио
Новости
Объявления
Святые покровители
Мц. Татиана
Свт. Филарет
Святые МГУ
Социальное служение
Помощь бездомным
Помощь престарелым
При храме
Издательство
Певческая школа
Миссионерство
Консультации юристов
Прием психотерапевта
Воскресная школа
Ассоциация домовых храмов
История храма
Общая хронология
Храм до 1919 года
История закрытия храма
Восстановление храма
Книжная лавка
Новинки
Каталог
Церковная лавка
Каталог
Новинки

 

Частная охрана в России: безопасность или угроза?

В Карелии наградили восьмилетнего поисковика

Кузбассовец десять дней блуждал по тайге

В Астрахани появилось кино для слепых



Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Дунаев М. М. Православие и русская литература. Ф. М. Достоевский

24 января 2003
Данное издание рекомендуется в качестве учебного пособия по курсам русской литературы для преподавателей школ, вузов, духовных учебных заведений. Представляет интерес для всех интересующихся литературным наследием Ф. М. Достоевского и русской культурой.

Дунаев Михаил Михайлович. Православие и русская литература. Ф. М. Достоевский. — М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2002. — 176 с.

ISBN 5-901836-05-7

Аннотация:

Данное издание рекомендуется в качестве учебного пособия по курсам русской литературы для преподавателей школ, вузов, духовных учебных заведений. Представляет интерес для всех интересующихся литературным наследием Ф. М. Достоевского и русской культурой.

В данной книге предлагается религиозное осмысление особенностей развития творчества Ф. М. Достоевского.

Оглавление:

1. Реализм Достоевского. Раннее творчество 4
2. Утверждение в православии 9
3. Обретение пути 18
4. «Преступление и наказание» 29
5. «Идиот» 71
6. «Бесы» 86
7. «Подросток» 96
8. «Братья Карамазовы» 108
9. «Дневник писателя» 133

Отрывок:

Если в произведении с несомненной религиозной серьёзностью осмысления бытия — а романам Достоевского отказать в том невозможно — цитируется Священное Писание, то пренебречь этим — значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста. В «Преступлении и наказании» Соня Мармеладова читает Раскольникову, по его требованию, евангельский эпизод воскрешения Лазаря (Ин. 11: 1-45).

Евангельское чтение о воскрешении четверодневного смердящего Лазаря есть смысловой энергетический узел всего романа.

О воскрешённом Лазаре впервые напоминает Раскольникову следователь Порфирий Петрович, сопрягая вопрос об этом событии с вопросом о вере главного героя (отчасти лишённый индивидуального отличия, Порфирий становится олицетворением некоего надличностного начала, которое направляет действия Раскольникова):

« — Так вы всё-таки верите же в Новый Иерусалим?

Верую, — твёрдо отвечал Раскольников…

И-и-и в Бога веруете? Извините, что так любопытствую.

Верую, — повторил Раскольников, поднимая глаза на Порфирия.

И-и в воскресение Лазаря веруете?

Ве-верую. Зачем вам всё это?

Буквально веруете?

Буквально.

Вот как-с… так полюбопытствовал. Извините-с».

Да нет, не пустое здесь любопытство. Тут явное действие Промысла: Раскольников не очень-то и помнил о том эпизоде, не то что веровал (не без причины же и запнулся при ответе). Но в сознание его брошено зерно, которое даст в своё время ростки будущего обновления души человека. Недаром евангельский рассказ завершается словами: «Тогда многие <…> из видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».

Редакция  |  Подписка  |  Адрес и контакты  |  Баннеры  |  Благодарности  |  Ваша помощь

 

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм мученицы Татианы
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Адрес: 103009 Москва, ул. Большая Никитская, д. 1, тел. (495) 629-46-12
Написать в редакцию