Русская Православная Церковь. Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм мученицы Татианы МГУ им. М. В. Ломоносова
Расписание служб  |  Храм сегодня  |  Святыни и убранство  |  Духовенство  |  Детям
 
Свет Христов просвещает всех
Жизнь прихода
Публикации
Фотоленты
Видеосюжеты
Аудио
Новости
Объявления
Святые покровители
Мц. Татиана
Свт. Филарет
Святые МГУ
Социальное служение
Помощь бездомным
Помощь престарелым
При храме
Издательство
Певческая школа
Миссионерство
Консультации юристов
Прием психотерапевта
Воскресная школа
Ассоциация домовых храмов
История храма
Общая хронология
Храм до 1919 года
История закрытия храма
Восстановление храма
Книжная лавка
Новинки
Каталог
Церковная лавка
Каталог
Новинки

 

Частная охрана в России: безопасность или угроза?

В Карелии наградили восьмилетнего поисковика

Кузбассовец десять дней блуждал по тайге

В Астрахани появилось кино для слепых



Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Алексей Абрамов. Записки резчика, или в поисках золотой середины

22 января 2006
Книга написана профессиональным резчиком по дереву Алексеем Абрамовым, который выполнял заказы для мно-гих храмов: кресты, иконостасы, Царские врата. Мастер делится с читателем секретами ремесла, советует, как правильно общаться с заказчиками.

Алексей Абрамов. Записки резчика, или в поисках золотой середины. Москва, Издательство храма святой мученцы Татианы, 2005. – 160 с.

ISBN 5-901836-19-1

Книга написана профессиональным резчиком по дереву Алексеем Абрамовым, который выполнял заказы для мно-гих храмов: кресты, иконостасы, Царские врата. Мастер делится с читателем секретами ремесла, советует, как правильно общаться с заказчиками.

В качестве иллюстраций использованы работы автора.

На первой странице обложки изображены Врата по сербскому образцу. Храм в селе Сертякино Подольского района; на второй – Оклад Евангелия. Храм Троицы в Голенищеве; на третьей – Тройной киот. Спаситель, Богородица, Николай Чудотворец. Киот с искусственной патиной.

Содержание

Предисловие 3
Стиль 7
Эксклюзив из дерева 10
Русская деревянная скульптура 14
Опыт отношений с заказчиками 19
Труд резчика с духовно-нравственной точки зрения 23
Происхождение мифов, связанных с профессией деревянщика 29
Материал, его особенности и сушка 34
Заделка трещин и впадин, склеивание 45
Стамески для резьбы 55
Заточка инструмента 62
Изготовление щитов и заготовок под резьбу 69
Выпиливание лобзиком 78
Геометрическая резьба 82
Резьба плоскорельефная 85
Стильная резьба, рельеф 91
Скульптурная резьба 97
Отделочные работы 101
Рекомендации по технике безопасности 119
План-проект самостоятельной творческой работы 123
Краткая биография 126

Предисловие

Ora et labora (трудись и молись), – латинское изречение.

Вполне нормальным для здорового мужчины является желание заслужить признание и доказать, что он что-то значит в жизни. Самый распространенный и достойный способ – это труд в реальном, полезном деле. Многим мастерам приходилось слышать обвинения в свой адрес: «Он ищет заказ, он делает карьеру, он хочет заработать деньги». Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Автор этой книги, пытаясь охватить проблемы ду-ховной жизни верующего мастера, ставит своей целью помочь начинающему резчику.

Самое главное – это само дело и помощь Божья, которая дается при молитве. «На рынке цену Бог дает», – гово-рит другая русская пословица.

В минувшее десятилетие быстрыми темпами шло восстановление и строительство храмов, возрос спрос на рес-таврацию старинной мебели, но, вместе с тем, усилилась конкуренция, и повысились требования к качеству. Кон-курентов стоит уважать – они помогают нам расти. Большое значение приобретает умение правильно общаться с заказчиком, этой теме посвящена отдельная глава пособия. Особенно взыскателен заказчик столичный, и это об-стоятельство необходимо учитывать. В советское время можно было оправдывать изъяны работы отсутствием то-го или иного материала, инструмента, но сейчас это неубедительно. Надо учиться уважать и любить того, с кем имеешь дело. Только с надеждой на Бога можно выжить, оставаясь честным человеком.

Направление в моде на деревянные изделия в нашей стране отражает движение сознания общества в сторону на-циональных и религиозных начал. Одинаковость во всем, в том числе и в предметах повседневного быта, прель-щает все меньшее число людей. На смену фабричной безжизненной правильности приходит живая линия, факту-ра, патина, потертость. Вместо цветовой монотонности – живописность (это не значит пестрота). Позолота на резьбе не должна выглядеть, как новый пятак.

Большие возможности проектирования будущих художественных произведений дает компьютер, однако он накла-дывает особый бездушный отпечаток на всю работу. По готовой вещи сразу видно, если она задумана на компью-тере. К сожалению, не все еще этим пресытились.

Данное пособие написано в помощь кустарным мастерам, имеющим некоторый опыт работы. Тем же, кто начина-ет с нуля, необходим мастер-наставник, так как ничто не заменит живого общения со специалистом. Однако надо помнить, что «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26). Обучение невозможно без почтительного отноше-ния к учителю, который, имея свое мировоззрение и духовный склад, всегда оставляет след в душе ученика. Кус-тарный не значит неумелый: многие технические открытия были сделаны в гаражах и домашних мастерских. Но, тем не менее, стремиться дойти до всего самому нерационально. Получая знания от других, мы смиряемся, и за это Бог помогает что-то понять и нам самим. В средние века мастера держали рецепты в тайне, но все секреты становились доступны человеку, поступившему в цех. Сейчас в книгах пишут обо всем, а живого учителя найти сложно.

Я не ставлю своей целью в данном пособии подробное рассмотрение столярного дела, это раздел более широкий, чем резьба, хотя отчасти информация об этих ремеслах пересекается. Столярное дело в большей степени зависит от материальной базы и чаще требует выдумки. О приемах резьбы не имеет смысла говорить много, ибо это в ос-новном ощущения рук и меткость глаза, а не информация, которую можно передать, и постигается мастерство резчика во многом методом проб и ошибок. Учит больше всего сама работа. Взявшись за дело, хоть и испортив материал, все равно поймешь больше, чем при любом теоретическом обучении. Отрицательный опыт – тоже опыт. Возможно, стоило бы писать книги о том, как не надо делать, но это не принято.

Книга называется «Записки резчика», потому что все, что в ней изложено, я писал на верстаке в перерывах меж-ду работой, как пишут стихи.

Авторским эксклюзивном в технической части книги является технология изготовления полукруглых стамесок при помощи отрезного абразивного круга, описание покрытия современными отделочными материалами, а также ме-тоды работы над резной иконой. Количество приемов в деревообработке гораздо меньше, чем в наукоемких от-раслях, но их последовательность каждый раз другая, она разрабатывается в каждом изделии путем напряжения ума. В ремесле так же, как и в умственном труде, есть задачи типовые и нестандартные.

В этом ремесленном пособии я, автор и резчик по дереву, осмеливаюсь высказать в краткой форме основы миро-воззрения, которое помогает мне жить и освящает то, что делают мои руки. Если чего я и достиг, то благодаря Церкви и моим родителям.

Древоделием занимался Сам Спаситель в годы своей земной жизни перед тем, как выйти на проповедь. Каждый резчик должен помнить об этом.

Краткая биография

Алексей Абрамов родился в 1960 году в Москве. Мать – педагог-логопед, отец – журналист-международник. До-школьные годы провел в Африке с родителями. Учился в 59-ой лингвистической школе на старом Арбате. В 1977 году поступил в МЭСИ на факультет экономической кибернетики. В 1980 году крестился в Вильнюсе в храме Святых Константина и Елены. Находился под влиянием круга Артемия Владимирова (ныне настоятеля храма Всех святых в Красном Селе). В 1981 поступил в художественно-техническое училище по специальности краснодерев-щик. В 1982 вошел в число духовных чад отца Александра Шаргунова. В 1983 пошел работать по распределению в Третьяковскую галерею реставратором мебели. Частным образом занимался рисунком и живописью, а также ре-гулярно консультировался у иконописца и резчика Владимира Александровича Болтянского. В 1986 перешел ра-ботать в Останкинский дворец резчиком-реставратором. В 1987 женился на Лие Кокая, ставшей за годы совмест-ной жизни иконописцем, реставратором икон и живописцем. В 1988 участвовал в восстановлении Даниловского монастыря. С тех пор Алексей Абрамов работает самостоятельно в собственной мастерской.

Все это время, особенно в 90-х годах, активно изучал богословскую литературу, придавал большое значение воз-можности общения с преподавателем Московских духовных школ Максимом Козловым (ныне настоятелем универ-ситетского Татьянинского храма). В 1992 вступил в Международную федерацию художников при Юнеско, в сек-цию реставрации. Занимался изготовлением церковной утвари, иконостасов и резных икон. В 1996 работал в Бер-лине в Российском посольстве. В 1977 прошла персональная выставка в Русской школе под эгидой Славянской академии и общества «Паломник». В конце 90-х занимался преимущественно реставрацией. С начала нового ты-сячелетия к прочим занятиям добавляется скульптура и арт-дизайн. Алексей Абрамов получил звание лауреата на Всероссийском конкурсе «Дизайн 2002» за кресло «Царица Савская». В 2004 – работа в Вашингтоне по реставра-ции представительских интерьеров российского Торгпредства. В 2005 вступил в Международный союз дизайнеров на секцию арт-дизайн. Дизайнерские идеи разрабатывает совместно с женой. Летнее время с 1988 года всегда проводит в деревне Тверской области Старицкого района. Алексей является автором ряда статей в православной прессе, журналах «Клуб», «Мебель».

«Золотая середина» – мировоззренческое и художественное кредо Абрамова.

Редакция  |  Подписка  |  Адрес и контакты  |  Баннеры  |  Благодарности  |  Ваша помощь

 

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм мученицы Татианы
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Адрес: 103009 Москва, ул. Большая Никитская, д. 1, тел. (495) 629-46-12
Написать в редакцию