Русская Православная Церковь. Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм мученицы Татианы МГУ им. М. В. Ломоносова
Расписание служб  |  Храм сегодня  |  Святыни и убранство  |  Духовенство  |  Детям
 
Свет Христов просвещает всех
Жизнь прихода
Публикации
Фотоленты
Видеосюжеты
Аудио
Новости
Объявления
Святые покровители
Мц. Татиана
Свт. Филарет
Святые МГУ
Социальное служение
Помощь бездомным
Помощь престарелым
При храме
Издательство
Певческая школа
Миссионерство
Консультации юристов
Прием психотерапевта
Воскресная школа
Ассоциация домовых храмов
История храма
Общая хронология
Храм до 1919 года
История закрытия храма
Восстановление храма
Книжная лавка
Новинки
Каталог
Церковная лавка
Каталог
Новинки

 

Частная охрана в России: безопасность или угроза?

В Карелии наградили восьмилетнего поисковика

Кузбассовец десять дней блуждал по тайге

В Астрахани появилось кино для слепых



Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Архимандрит Емилиан (Вафидис). Слова и наставления. Печать истинная. Жизнь в духе.

10 февраля 2010
Перевод трудов архимандрита Емилиана (Вафидиса), почетного игумена монастыря Симонопетра на Афоне и духовного наставника женской обители в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, можно сравнить с работой реставратора, расчищающего древнюю икону или стенопись. Вначале образ сокрыт от мастера, но постепенно, шаг за шагом снимая темные слои живописи, художник видит Божественный Лик Небесной красоты. Так, преодолевая слово за словом, мы складывали дивную мозаику из жемчужин духовного опыта старца. Размышления греческого игумена о сущности Православия позволили нам прикоснуться к таинству близости многих и многих людей, отделенных друг от друга языками, континентами и столетиями, но единых в Церкви.

Благословение женского монастыря в честь Благовещения Божией Матери (Ормилия, Греция), подворья монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон).

Архимандрит Емилиан. Слова и наставления. Печать истинная. Жизнь в Духе. М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2006. – с. 560.

ISBN 5-901836-21-5

Перевод с греческого: диакон Александр Волков (МГУ), к. и. н. Герд Л. А. (СПбГУ), Грацианский М. В. (РПУ), Дяченко И. Д. (Афинский университет), Маслова А. Ю. (МГУ), Никифорова А. Ю. (МГУ), к. ф. н. Степанцов С. А. (МГУ).

Общая редакция перевода: Никифорова А. Ю., монастырь Симонопетра

Литературная редакция перевода: Анохина М. П.

Рецензент: доктор А.-Э. Н. Тахиаос, профессор Богословского факультета Фессалоникийского университета, президент Греческой Ассоциации славистов.

Содержание

Предисловие редактора

ТОМ ПЕРВЫЙ. ПЕЧАТЬ ИСТИННАЯ

Глава первая
Пути обновления и возрождения монашества
Исследование путей восстановления древнего канонического управления монастырями и общежительного начала
Об организации внутреннего устроения монастырей Элладской Церкви
О восстановлении общежительного женского монастыря во имя Святых Феодоров в Метеорах
Речи на игуменское поставление, бывшее в монастыре Симонопетра на Афоне
Монашеское житие: дом Бога и врата небес
Равноангельский лик
Устав Благовещенского общежительного женского монастыря в Ормилии на Халкидике

Глава вторая
Наставление о молитве
Батюшка Димитрий Гагастафис
Мученичество как отправной пункт православного монашества
Жизнь Святой Горы и человеческое общество
Молитва на Святой Горе вчера и сегодня
Святой Николай Чудотворец, наш ходатай перед Богом
О душевном покое, который достигается «усилием», и о силе, которую он дарует душе
Православная духовность и «революция технологий»
Благословение святогорских святых Македонии
Об «обновленной жизни»
Старец Софроний Эссексский

ТОМ ВТОРОЙ. ЖИЗНЬ В ДУХЕ

Путь души
О внутреннем состоянии, от Иисуса соделываемом
Общение человека с Богом
Монашеская жизнь
«Прияхом Духа Небеснаго»
В ожидании Пятидесятницы
Вечный брак
О духовном возрождении
Богословие и жизнь
Познание Бога в смирении
Престол Божий
Об обретенном рае

Предисловие редактора

Перевод трудов архимандрита Емилиана (Вафидиса), почетного игумена монастыря Симонопетра на Афоне и духовного наставника женской обители в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, можно сравнить с работой реставратора, расчищающего древнюю икону или стенопись. Вначале образ сокрыт от мастера, но постепенно, шаг за шагом снимая темные слои живописи, художник видит Божественный Лик Небесной красоты. Так, преодолевая слово за словом, мы складывали дивную мозаику из жемчужин духовного опыта старца. Размышления греческого игумена о сущности Православия позволили нам прикоснуться к таинству близости многих и многих людей, отделенных друг от друга языками, континентами и столетиями, но единых в Церкви.

Переводить проповеди игумена Емилиана было страшно и увлекательно. Страшно потому, что мы столкнулись с трудами не просто высокообразованного и наделенного даром красноречия богослова, но монаха и аскета, потом и кровью собственного подвига познавшего теологические доктрины. Его слова надежны и обладают особой простотой и глубиной, ибо передают не умозрительную теорию, но путь страданий человеческой души, устремленной к Богу. Поэтому у нас не раз возникало сомнение: а имеем ли мы ту меру понимания слов архимандрита Емилиана, чтобы с дерзновением перекладывать их на другой язык?! Увлекательно потому, что непредсказуемо. Архимандрит Емилиан говорит о том же, что и Святые отцы нашей Церкви, но, подобно другим известным богословам-мистикам, зачастую прибегает к своеобразным, порой даже рискованным, и при этом метким рассуждениям. Ему удается сказать предельно просто о самом сложном на современном и доступном нам языке, насыщенном притчами и сравнениями из повседневной жизни.

Вы держите в руках первые два тома четырехтомного собрания проповедей архимандрита Емилиана. Они избраны духовными чадами из огромной сокровищницы наставлений старца. Это расшифровки устных бесед, записанных на магнитофонную ленту, поэтому читая, вы услышите голос живого человека, говорящего с вами о возможности встречи со Христом здесь и сейчас для каждого, участвующего в таинствах Церкви, о реальности богопознания и преображения своей природы из греховной в чистую и богоподобную, повествующего об особенностях монашеской жизни на Святой Горе, питающей своей духовностью и ныне, как и прежде, весь православный мир. О чем бы ни говорил архимандрит Емилиан, его мысль постоянно возвращается к молитве, без которой, по его словам, невозможна полноценная жизнь во Христе.

Святые отцы Древней Церкви часто повторяют: «Святыми не рождаются, ими становятся». Книга проповедей старца Емилиана – это своего рода учебное пособие «Как стать святым», написанное человеком, который не в далекой Византии, но в сегодняшнем мире, в том самом, в котором живем и мы с вами, сам этой святости достиг.

Хотя проповеди были произнесены при разных обстоятельствах и в различных аудиториях – перед монахами афонского монастыря Симонóпетра, перед преподавателями и студентами богословских факультетов, перед сестрами окормляемого старцем Благовещенского монастыря в Ормилии, перед мирянами – каждый читатель отыщет в них духовное семя, посеянное ради него.

Издание осуществлено по благословению нынешнего игумена монастыря Симонопетра, его Высокопреподобия схиархимандрита Елиcсея.

Текст снабжен двумя типами примечаний: первый (*,**) расположен внизу страниц и, помимо комментариев составителя греческого издания, содержит пояснения, необходимые для русского читателя и сделанные редактором русского перевода на основании статей «Православной энциклопедии» и других справочных материалов (Прим. ред.); второй (1, 2) находится в самом конце книги и включает в себя библиографические ссылки на цитируемую автором святоотеческую и научно-богословскую литературу.

Приносим нашу искреннюю благодарность за поддержку, добрые советы и сотрудничество при подготовке издания игумену монастыря Симонопетра на Афоне схиархимандриту Елиссею, игуменье монастыря Ормилия на Халкидике Никодиме с сестрами, архимандриту Серапиону Симонопетриту, настоятелю домового храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете протоиерею Максиму Козлову, настоятелю русской церкви Святого Стилиана в Лимассоле протоиерею Савве Михаилидису и директору Центра русско-кипрских связей в Лимассоле госпоже Марии Евангелу.

Глава первая

Пути обновления и возрождения монашества

Я попал в затруднительное положение, словно в западню, когда понял, что мне предстоит с этой кафедры говорить о путях, ведущих к обновлению и возрождению монашества. Мне сделалось страшно от одной только мысли – с удивлением для себя я осознал: монашество является сверстником и спутником нашей непорочной православной веры.

Но два обстоятельства укрепляли мое сердце – прежде всего желание выразить благодарность за оказанную мне честь и приглашение на эту конференцию. Кроме того, отчетливое понимание того, что придется делиться небогатым опытом своей жизни, добровольно проведенной в монастыре, столь богатом историческими традициями. Я всего лишь тень моего почившего старца и духовного наставника митрополита Триккского и Стагонского Дионисия, но все же изложу вам свои размышления о монашестве, поведаю заветные мечты относительно него. Мне часто приходилось говорить о монашестве как бы в неразумии (2 Кор. 11, 17) и действовать в стремлении поработать ему всеми силами души.

Сегодня нам предстоит беседовать об «обновлении и возрождении» монашеского идеала. Стало быть, мы признаем, что современное монашество слабо и пребывает в состоянии упадка. Конечно же, оно остается и всегда будет украшеним нашей святой Матери Церкви, прекрасная единородная ее дщерь, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44,10). Однако имеющая нужду во многой материнской любви, заботе и жертвенности, чтобы всегда Царь желал ее красоты.

Следующим параграфом я хотел бы подчеркнуть, в чем бы мы смогли увидеть ту материнскую любовь Церкви, помогающей в возрождении древнейшего этого чина:

1. Правильное воспитание верующей молодежи и создание новых монашеских общин.

2. Осознание своеобразия аскетического духа и духа безмолвия в православном монашестве, который был признан Церковью на Соборах, принят всеми ее деяниями.

3. Признание монахами своего епископа как духовного предстоятеля монастыря, согласно канонам, подчинение ему и вместе с тем возвышение власти игумена.

4. Возможность согласовывать дух канонов с мнением епископа.

5. Регулирование возможностей и регламентирование путей миссионерской деятельности монахов.

6. Изыскание лиц, которые возьмут на себя труд по внутреннему управлению монастырями.

***

Редакция  |  Подписка  |  Адрес и контакты  |  Баннеры  |  Благодарности  |  Ваша помощь

 

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм мученицы Татианы
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Адрес: 103009 Москва, ул. Большая Никитская, д. 1, тел. (495) 629-46-12
Написать в редакцию