Русская Православная Церковь. Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм мученицы Татианы МГУ им. М. В. Ломоносова
Расписание служб  |  Храм сегодня  |  Святыни и убранство  |  Духовенство  |  Детям
 
Свет Христов просвещает всех
Жизнь прихода
Публикации
Фотоленты
Видеосюжеты
Аудио
Новости
Объявления
Святые покровители
Мц. Татиана
Свт. Филарет
Святые МГУ
Социальное служение
Помощь бездомным
Помощь престарелым
При храме
Издательство
Певческая школа
Миссионерство
Консультации юристов
Прием психотерапевта
Воскресная школа
Ассоциация домовых храмов
История храма
Общая хронология
Храм до 1919 года
История закрытия храма
Восстановление храма
Книжная лавка
Новинки
Каталог
Церковная лавка
Каталог
Новинки

 

Частная охрана в России: безопасность или угроза?

В Карелии наградили восьмилетнего поисковика

Кузбассовец десять дней блуждал по тайге

В Астрахани появилось кино для слепых



Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Основы литургики. Занятие 1. Тема: "Церковь. Общественная и частная молитва. Суточный, седмичный и годовой круги богослужения. Служебные книги. Краткая история развития Устава Русской Церкви". Текст и аудио

3 апреля 2013
Почему я стою с книжкой на всенощной и все равно не могу понять, что поется? Где можно найти песнопения, которых нет в сборниках «Всенощное бдение и Литургия», изданных для мирян? Что значит «Прокимен, глас 2-ой»? На эти вопросы попыталась ответить Софья Пучкова, преподаватель литургики ШДП, на первом занятии по основам литургики для мирян, прошедшем 31 марта в Татьянинском храме

Аудиозапись занятия




          Наше богослужение создавалось и создается на протяжении двух тысяч лет. Как это ни странно для современного человека, оно уходит своими корнями в иудейское богослужение, совершаемое в Иерусалимском храме. Иудейский храм был разрушен римлянами в 70 году после Рождества Христова, но некоторые традиции сохранились в христианстве. Одна из таких традиций – это совершение богослужений вечером, утром и в определенные часы днем.

Так, в христианской церкви утром, днем, вечером и даже ночью были службы. Эти службы повторяются изо дня в день и образовывают суточный круг богослужения. По древней традиции, которой следовала и иудейская культура, новый день начинался не с 12 ночи и не с утра, а с вечера, с захода солнца. Почему, например, иудеи, распявшие Христа, так стремились быстрее завершить казнь, «дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была великий день» (Ин. 19, 31), хотя известно, что Христос был распят до полудня, а умер в три часа дня – в девятом часу по восточной традиции (Мф. 27, 46-50; Мк. 15, 34-37; Лк. 23, 44-46)? Дело в том, что следующий день начинался уже с заходом солнца, то есть суббота вот-вот должна была наступить.

Итак, первая служба нового дня – это вечерня, обычно бывающая на закате солнца или незадолго после него. О ней подробнее мы поговорим на следующей встрече. Следующая служба за ней (она редко служится в приходских храмах, поскольку больше характерна для монастыря) – повечерье. По-славянски «вечеря» - это «ужин», поэтому само слово «повечерье» говорит о том, что служба совершается после ужина. Это служба перед ночным сном, и, кстати, молитвы на сон грядущий (вечернее правило), которые читают миряне, выбраны из повечерья.
Ночная служба – полунощница, которую мы тоже почти не слышим в храме. Они просыпаются рано, и часа в четыре-в пять утра, после ночного сна и еще задолго до восхода солнца. Это служба содержит в себе молитвы после сна, а также покаянные молитвы, и поскольку совершаются ночью, несут в себе тему ночи греха. Некоторые из них находятся в утреннем правиле для мирян.

Утренняя служба – утреня – начиналась еще ночью, конец ее приходился на восход солнца. В древности была предрассветная часть утрени и собственно утренняя, начинаемая с рассветом. Сейчас в конце утрени находится очень важная и самая древняя часть этой службы – великое славословие. Слова священника «Слава Тебе, показавшему нам свет», с которых оно начинается, должны был быть произносимы с первыми лучами солнца.
После утрени, в свое время служились богослужения часов: первый час, третий, шестой и девятый. Это исчисление времени – восточное. Чтобы нам перевести его на наше, нужно к каждому часу прибавить шесть часов: первый – в семь часов утра, третий – в девять, шестой – в полдень, девятый – в три часа дня. Третий, шестой и девятый часы происходят из традиции Иерусалимского храма совершать богослужения в это время. Христиане же обогатили эти часы новым смыслом. На каждом часе, кроме первого, происходит воспоминание последних событий жизни Господа. Например, на третьем часе – суд у Пилата и вынесение приговора («когда же настало утро» Мф. 27, 1; «немедленно поутру» - Мк. 15, 1; «было утро» - Ин. 18,28). На шестом – Распятие (к полудню Христос уже был распят, возможно, несколько часов был на кресте, о чем повествует евангелист Марк – Мк. 15, 25). На девятом – Смерть Спасителя на Кресте (Мф. 27, 46-50 и др.). На третьем часе также вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1-17). Мы счастливые люди, потому что переживаем сейчас период Великого поста, а в это время на часах поются особые песнопения, которые повествуют о вышеуказанных событиях, кроме, правда, суда у Пилата. В обычное, не великопостное время, на часах этих песнопений нет. Поэтому сейчас у нас есть возможность их услышать.

Службой девятого часа завершается суточный круг богослужения. Можно сказать еще об одной монастырской особенности, которая не отражается в приходском богослужении. Это – службы междочасий. Существуют междочасия каждого часа: после 1-го часа служится междочасие 1-го часа, после 3-го – междочасие 3-го часа и т.д.

Божественной Литургии нет в суточном круге богослужений, потому что она не относится к богослужению времени. Она может совершаться в разное время: рано утром и ближе к полудню (в 10 часов), вечером (в соединении с вечерней – в Великий пост) и ночью (на Пасху и Рождество Христово).

Каждая служба в православной церкви служится по нескольким богослужебным книгам и этим очень напоминает гипертекст. Представим себе интернет-страницу, где есть основной текст с гиперссылками. Так вот, в богослужении основной текст – это неизменяемые части служб суточного круга, содержащиеся в книге Часослов. В нем есть ссылки на изменяемые песнопения из других богослужебных книг: Октоиха, Минеи, Триоди Постной и Цветной.

Октоих – или Осмогласник («восемь гласов») содержит в себе песнопения седмичного круга богослужения («седмица» с ц.-слав. – «неделя»). Каждый день недели в богослужении православной церкви посвящен воспоминанию каких-нибудь событий или святых. Церковная неделя (седмица) начинается с воскресенья, которое по-славянски называется «неделей». В дальнейшем мы будем называть воскресенье неделей, а обычную неделю, период из семи дней – седмицей. Так вот, в воскресенье – как видно из самого слова – воспоминается Воскресение Христово. В понедельник – бесплотные ангельские силы. Во вторник – пророки и величайший из пророков Иоанн Предтеча и Креститель Господень. В среду и пятницу – предательство Иуды и крестные страдания Господа. В четверг – апостолы и преемники их служения – святители, особо святитель Николай Чудотворец. В субботу воспоминаются все святые и происходит поминовение усопших православных христиан. Каждую неделю эти темы повторяются в вышеназванные дни.
Октоих делится на 8 частей. Эти части соответствуют восьми различным мелодиям, или гласам. Отсюда и название «Октоих», или «Осмогласник». На каждый глас в книге приведены песнопения всей седмицы: с воскресенья по субботу, поскольку, как мы уже говорили, седмица начинается с воскресного дня, с недели. На каждый глас песнопения новые, их объединяет только темы дней седмицы: каждое воскресенье – воспоминание Воскресения Христова, в каждый понедельник – сил бесплотных и т.д. Каждый глас поется в течение седмицы, со следующим воскресеньем начинается пение нового гласа. Цикл из 8 гласов пропевается в течение 8 седмиц соответственно, а затем повторяется, начиная с 1-го.

Мы знаем, что изменяемые песнопения на нашем богослужении не ограничиваются только темами Октоиха. Каждый день мы празднуем память какого-то святого или события, которые «прикреплены» к конкретному дню. Например, сегодня, 31 марта, празднуется память святителя Кирилла Иерусалимского. Или каждое 7 января празднуется Рождество Христово. Когда мы говорим о том, что праздники бывают в конкретный день, мы говорим о непереходящих праздниках или о неподвижном круге богослужения. Песнопения таких праздников содержатся в книге Минея (на греч. яз. средний род мн. числа – «месячные»). Минея многотомная, каждый том, а иногда два, посвящены праздникам одного месяца. Каждое песнопение или группа песнопений имеют свою собственную мелодию (глас), на которую оно должно петься. В Минеи она указывается, например: «Стихиры на Господи воззвах, глас 2» и т.д.

Праздники неподвижного круга богослужения могут делиться на малые, средние, великие и двунадесятые (от ц.-слав. «двунадесять» - двенадцать). Последние – 12 праздников – это важнейшие праздники, воспоминания событий жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы: Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января), Сретение (15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Преображение Господне (19 августа), Успение Богородицы (28 августа), Рождество Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и еще три подвижных праздника, о которых сейчас скажем.

Подвижный круг богослужения (или переходящие праздники) связан с праздником Пасхи. Как Пасха каждый год бывает в разное время, соответственно и праздники, ей сопутствующие, тоже будут в разное время. Эти праздники: Вход Господень в Иерусалим, или Неделя ваий, а также Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи), и Лазарева суббота (суббота перед Вербным воскресеньем), Вознесение Господне (на 40 день после Пасхи) и Сошествие Святого Духа на апостолов, или Пятидесятница, а также Троица (на 50 день после Пасхи). Также вместе с Пасхой двигается Страстная седмица (седмица перед Пасхой) и Великий Пост (40 дней до Лазаревой субботы).
Песнопения Великого поста находятся в Постной Триоди. Слово «Триодь», как и почти все названия богослужебных книг, греческое и в переводе означает «трипеснец». Дело в том, что в период Великого поста на утрене читаются особые произведения – каноны, состоящие из трех песней, когда обычный канон на утрени содержит восемь песней. Песнопения периода Пятидесятницы (в течение 50 дней после Пасхи, включая ее саму) находятся в книге Цветная Триодь. Некогда в эту книгу входили также песнопения Недели ваий и Страстной седмицы. Название «Цветная» произошло от того, что праздник Входа Господня в Иерусалим назывался Неделей цветной или цветоносной. Название этого праздника, открывавшего новый богослужебный период, перешло к богослужебной книге.

Праздники подвижного и неподвижного круга составляют вместе годовой круг богослужения. Все вместе суточный, седмичный и годовой круг пересекаются друг с другом в наших службах, и мы слышим на них песнопения всех трех кругов. Поэтому православное богослужение и выглядит как гипертекст с «гиперссылками» к другим книгам.

Что можно почитать на тему:

1.     Протоиерей Александр Мень. Православное богослужение. Таинство, слово, образ. Главы 1, 4, 5.
2.     Кашкин А. Устав православного богослужения. Глава 3. «Круги богослужения и посты».
3.   Настольная книга священнослужителя. Часть III. Суточный богослужебный круг. Глава 2. Возникновение служб суточного круга. http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/nastolnaya_kniga_svyaschennosluzhitelya_12-all.shtml#2d
4. Настольная книга священнослужителя. Часть V. Круги седмичного и годичного богослужения http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/nastolnaya_kniga_svyaschennosluzhitelya_14-all.shtml
 
Богослужебные книги на церковно-славянском (гражданский шрифт) и на русском языках можно скачать здесь: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/
 
Редакция  |  Подписка  |  Адрес и контакты  |  Баннеры  |  Благодарности  |  Ваша помощь

 

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм мученицы Татианы
Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
Адрес: 103009 Москва, ул. Большая Никитская, д. 1, тел. (495) 629-46-12
Написать в редакцию